«Палех» — поисковый алгоритм Яндекса, основанный на искусственном интеллекте, позволяющем поиску Яндекса точнее понимать, о чем его спрашивают. Благодаря «Палеху» поиск находит страницы, которые соответствуют запросам не только по ключевым словам, но и по смыслу. За сопоставление смысла запросов и документов отвечает поисковая модель на основе нейронных сетей.
Алгоритм был анонсирован в 2 ноября 2016-го года и действовал до 23 марта 2017-го года. На смену «Палеху» пришел алгоритм «Баден-Баден». Яндекс представил образное отображение работы механизма «Палех» и систему частотного распределения запросов в виде птицы, у которой есть клюв, туловище и длинный хвост.
Самые распространенные запросы, число которых сравнительно невелико, но которые задаются с высокой частотой — это клюв птицы. Туловище как бы состоит из запросов со средней частотностью. Низкочастотные запросы встречаются редко, но все вместе представляют собой большую часть поискового потока и поэтому складываются в «длинный хвост».
Целью этого алгоритма стало улучшение ответа на сложные запросы из «длинного хвоста». Такой хвост можно увидеть на палехской миниатюре, у жар-птицы. Отсюда и название «Палех».
До этого поисковая система ориентировалась преимущественно на ключи (в запросе есть слово «шкаф» и на странице есть слово «шкаф», значит страница релевантная), то в «Палехе» одинаковые слова перестали быть во главе угла.
Теперь поиск не просто стал решать задачу по выбору похожих выражений, а начал искать смысл запроса и отвечать именно на него. При этом слова в запросе и в ответе могут разниться. Поиск смысла слова или фразы Яндекс осуществляет с помощью обученных нейронных сетей.
Если обратиться к простому примеру, то до появления алгоритма «Палех» пользователь, вводивший запрос «тот рассказ, в котором раздавили бабочку», неизменно бы получил сотни сайтов про бабочек, начиная от энциклопедий и заканчивая всевозможными примерами из художественной литературы. Новый алгоритм позволил Яндексу выдавать на подобные запросы точные ответы, и теперь пользователь получает информацию о книге «И грянул гром» Рэя Брэдбери.
«Палех» стал своеобразной вехой, показывающей уход в прошлое ставших традиционными путей продвижения — топорной оптимизации текстов ключевыми словами и покупкой ссылок.
См. также
Panda
АГС
Индексация
Внутренние факторы ранжирования
Поисковый робот
Ранжирование
ТОП