Матрешки – понятие в контекстной рекламе, означающее пересекающиеся ключевые запросы. Хотя принцип «матрешки» обычно подразумевает размещение одного объекта внутри другого, в области интернет-маркетинга речь идет об отсутствии процедуры кросс-минусации или о том, что такая процедура была проведена неправильно.
Как известно, после составления списка ключевых слов для создания рекламной кампании в Яндекс.Директ или Google AdWords необходимо провести кросс-вычитание ключевых запросов. Это позволит уточнить список и предотвратить конкуренцию между ключевыми запросами. Конкуренция приведет к переплате за более дорогой запрос.
Если же минусация будет проведена неправильно, либо вовсе не выполнена, то возникнет ситуация, которую принято называть «матрешки». Она может выглядеть следующим образом. Например, рекламодатель занимается продажей автомобилей определенной марки, также запчастей и аксессуаров к ним.
В результате у него может быть два разных рекламных объявления:
Вместо слова «запчасти» могут быть более точные формулировки (зеркала заднего вида, коврики, аудиосистема и тп.) В любом случае, как видно из формулировок рекламных объявлений, они пересекаются. На первый взгляд, ничего страшного, однако между двумя объявлениями есть разница не только в виде рекламируемого товара (в одном случае марка продающейся машины, в другом – вид запчасти к ней) , но и в стоимости объявления. Например, за клик по первому объявлению можно заплатить 40 рублей (а CTR будет 5%), во втором же случае ставка рекламного объявления может составить 20 рублей, а CTR будет равен 10%.
Исходя из этого, Яндекс будет показывать пользователю то объявление, у которого произведение стоимости ставки на CTR будет выше. То есть, чаще будет показано рекламное объявление о продаже автомобилей марки «Форд Фокус». Оно для рекламного сервиса будет выгоднее, чем показ рекламы о запчастях. Хотя пример условный, тем не менее, он хорошо показывает необходимость избегать «матрешек» и исключать пересекающиеся ключевые слова при составлении рекламных объявлений.