Маркетинг-микс – это набор маркетинговых инструментов, используемых компанией в мероприятиях для продвижения своей продукции.
Понятие появилось в статье «Концепция маркетинг-микса», опубликованной Нэлом Борденом (Neil Borden) в 1964 году.
Первоначальный комплекс маркетинга по Бордену состоял из огромного количества «ингредиентов»: ценообразование, брендинг, дистрибуция, персональные продажи, реклама, промо мероприятия, упаковка, сервис, разработка продукта и т.д. Позже обширный список элементов комплекса трансформировался в модель 4Р’s, сделав их удобными для запоминания и оперативной работы.
С течением времени общепризнанная модель стала базой, на основе которой выявлялись новые элементы комплекса маркетинга и становились неотъемлемой частью стратегий компаний. Популярность приобрели модели 5P, 6P, 7P и даже 7С: Communication (коммуникации) Customer Care (забота о покупателе) Connectivity (взаимодействие) Community (сообщество) Convenience (удобство) Content (содержание) Customisation (персонализация).
Элемент «Продукт» отвечает на вопрос «Что необходимо рынку или целевой аудитории?», элемент «Цена» помогает определить стоимость товара и оценить уровень рентабельности продаж, элемент «Место продажи» помогает выстроить правильную модель дистрибьюции (или доставки товара до конечного потребителя). Элемент «Продвижение» отвечает на вопрос «Каким способом информация о товаре компании будет распространяться на рынке?»
Основные составляющие модели 4Р могут быть использованы любой компанией. Новые элементы, включенные в модель 7Р: Process (Процесс), People (Люди) и Physical Evidence (физическое окружение), более соответствуют рынку В2В (business-to-business) и подходят для комплекса маркетинга на рынке услуг. К примеру, важность элемента Process для рынка услуг могут проиллюстрировать отлаженные взаимодействия и скорость обслуживания в McDonalds.
1. Выберите те элементы комплекса, которые наиболее подходят вашей специфике бизнеса
2. Смоделируйте идеальную ситуацию по каждому из выбранных элементов (необходимо описывать модель с измеримыми параметрами, чтобы впоследствии было удобнее их отслеживать и корректировать)
3. Опишите фактическое состояние товара компании по каждому элементу, используя маркетинговые исследования, экспертные мнения
4. Сформулируйте корректирующие действия, которые впоследствии лягут в основу маркетингового плана
5. Расставьте приоритеты для корректирующих мер
6. Сформируйте маркетинговый план и бюджет в соответствии с приоритетами среди элементов маркетинг-микса.
Пример анализа маркетинг-микса
Категории
B2B (business to business) / B2C (business to consumer)
Целевая аудитория
Buying cycle (цикл покупки)
Маркетинг-микс
Концепция 4P
Концепция 4С
Интернет-маркетинг
Партизанский маркетинг
Директ маркетинг
CRM
См. также
Медиапланирование
Аффинити-индекс
Рекламная кампания
Вирусный маркетинг
Воронка продаж
AIDA