Мем (от англ. meme) – это идея или образ, который превращаются в медиа-вирус.
Например, получивший известность в последнее время мем про Карла, истоки которого коренятся в фильме «Ходячие мертвецы». Появившийся в 2013 г. благодаря YouTube, мем в 2015 г. завоевал просторы СНГ. Многие посты в блогах и соцсетях изобилуют обращением к Карлу. Впервые о мемах заговорили в 1970-х годах. Тогда появилась знаменитая книга Р. Докинза «Эгоистичный ген» (1976 г.). Ученый утверждал, что можно провести аналогию между генами в биологии и мемами в культурной информации. То есть, мемы, как и гены подчиняются одним и тем же законам (естественный отбор, мутация и искусственная селекция), но только в области культурной информации.
Докинз не только придумал термин «мем» (от греч. memema – «подобное»), но и предложил новую науку «меметику», которая не была признана другими учеными. Однако развитие средств массовой информации, телекоммуникаций и Интернета оживили интерес к теме мемов и медиа-вирусов вообще. Специалист по цифровым средствам массовой информации Д. Рашкофф полагал, что медиа-вирусы распространяются с помощью СМИ и Интернета и могут существенным образом влиять на общество и процессы в нем (выборы, идеологию и т.д.). Рашкофф убежден, что современное digital-поколение может, соблюдая предложенные им 10 правил, подчинить себе виртуальную реальность. Именно Интернет стал благодатной средой для распространения мемов и медиа-вирусов.
Некоторые выделяют интернет-мемы в особую категорию. К ним относят информацию в виде текстов, ссылок, изображений, которые передаются пользователями друг другу напрямую. Такое возможно только во Всемирной паутине. Цели распространения мемов в Интернете могут быть разными: от простого развлечения (как с тем же «Карлом») до провокационного и даже криминального (мошенничество). Если мем из Интернета попадает в СМИ (Карл стал таковым), то он превращается в медиа-вирус. Быстрое распространение мемов в Интернете происходит не только в силу технических особенностей (скорости и масштабов сетевого трафика), но и в силу разнообразия инструментов (через блогосферу, форумы, видеохостинги, соцсети и т.п.).