Веб 2.0 – идея Тима О’Рейли - основателя знаменитого издательства О’Рейли, описывающая новый этап в развитии Всемирной паутины. Концепция Веб 2.0 была изложена автором в программной статье «
Статья появилась спустя четыре года (в 2005 г.) после знаменитого краха дот-комов. Лопнувший биржевой пузырь высокотехнологичных компаний породил массу публикаций и мнений о кризисе Интернета как такового и другие пессимистические выводы. В статье Тима О’Рейли, напротив, высказывается идея о том, что крах доткомов привел к фактической революции в Интернете и в смене концепции его развития.
Многие сводят основные характеристики Веб 2.0 к тому, что в формировании контента во Всемирной паутине большую роль стали играть обычные пользователи, количество которых возросло, и которые стали образовывать социальные сети, блогосферу и другие типы виртуальных сообществ. В действительности, авторы концепции не сводили все только к этой, пусть и существенной характеристике.
Авторы концепции называли свое детище центром притяжения, а не нечто, имеющие твердые границы. Даже само описание изменений, которые произошли на втором этапе развития Всемирной паутины, многое говорит о сути концепции. Авторы идеи просто перечисляют факты, технологии, сервисы, которые пришли на смену (по мнению Тима и его команды) предшественникам.
С эпохой Веб 2.0, по мнению Т. О’Рейли также связаны и многие изменения в бизнесе высоких технологий. Он считал, что создание платформ и приложений было более характерно для первого этапа развития Всемирной паутины, а на новом для успеха нужны будут иные правила. То есть, Веб 2.0 положил начало не только новым технологиям и новому контенту, но и заложил основу для новых правил в электронной коммерции и разработке программных продуктов.