Аутсорсинг (англ. outsourcing - outer-source-using – «использование внешнего источника/ресурса») – получивший распространение в последние десятилетия метод организации бизнес- и производственных процессов.
Часть функций в таком случае передается по договору другой компании, которая специализируется в данной области.
В рамках аутсорсинга могут частично передаваться не только бизнес- и производственные процессы, но и заключаться договоры по сервису и поддержке. Передача части бизнес-процессов или производственных функций, как правило, основана на долгосрочном контракте.
В то время, как сервис и поддержка могут осуществляться как на постоянной основе, так и эпизодически. Аутсорсинг возник в качестве ответа компаний на рост себестоимости продукции и услуг.
Чаще всего целью аутсорсинга является стратегия бизнес-агентов по сокращению издержек и повышению эффективности предприятия. Нередко в качестве причины, по которой компания прибегает к аутсорсингу, является намерение перенаправить человеческие и финансовые ресурсы на решение других, более перспективных задач. Первыми стали развивать аутсорсинг западные, преимущественно американские и британские компании.
Помимо аутсорсинга внутри страны западные компании активно продвигали зарубежный аутсорсинг. В этом контексте важную роль сыграло широкое распространение английского языка за пределами англосаксонского мира.
Неудивительно, почему, например, именно Индия стала одним из основных поставщиков аутсорсинговых услуг. Причем это касается не только обычного сервиса, но и такого направления, как ИТ-аутсорсинг.
В России аутсорсинг стал развиваться намного позже, и у него есть своя специфика. Аутсорсинговые услуги в основном сосредоточены в сфере бухучета, офис-менеджмента, транспорта, рекламы, безопасности, ИТ-сферы и некоторых других областях. Зона распространения русского языка за пределами России не столь широка, поэтому в основном аутсорсинг развивается внутри страны, хотя есть и успешные примеры аутсорсинга в международных масштабах (производство одежды и обуви).