Вирусный маркетинг - это общее название различных методов распространения рекламы или информации. Главным распространителем информации являются сами получатели информации.
Основа этого метода лежит в желании людей делиться полученной информацией, подобно вирусу, передавая от одного лица другому.
Термин «вирусный маркетинг» впервые употребил в 1996 году профессор Гарвардской Школы Бизнеса Джеффри Рэйпорт в своей статье The Virus of marketing («Вирус в маркетинге»). В ней он вывел шесть правил создания и развития вирусного маркетинга, заложив тем самым основы нового направления.
До появления Интернета использовали "сарафанное радио" - вид вирусного маркетинга, когда довольный пользователь делится с другими людьми информацией о понравившемся ему товаре или услуге, чаще всего устно.
Сейчас вирусный маркетинг используется в e-mail рассылках, социальных сетях, видео-каналах (YouTube).
Успех данного метода взаимодействия с аудиторией в недоверии к прямой рекламе. Пользователь, получая информацию методом вирусного маркетинга уверен в том, что его распространяет незаинтересованное лицо. Это может быть даже знакомый, но не как не представитель рекламной компании.
Сейчас почти каждая крупная компания делает свои рекламные ролики качественно и красиво для того, чтобы они имели вирусный эффект.
Видеореклама — наиболее эффективный инструмент для достижения вирусного эффекта, так как вызывает наибольший эмоциональный отклик и желание поделиться эмоцией.
Посев вирусного видео или сообщения обычно происходит с помощью известных блоггеров (они имеют уже сформировавшуюся лояльную аудиторию и авторитет) или трэндсеттеров (людей, задающих трэнд, модное течение).
Минусами вирусного маркетинга являются сложность контроля над процессом распространения и то, что информация может измениться до неузнаваемости.